Тхамокова Мадина Хамидбиевна

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ!

Я рада приветствовать вас на своей страничке.

Детство, это огромный край,

Откуда приходит каждый!

Откуда я родом?

Я родом из моего детства,

Словно из какой-то страны…

Антуан де Сент-Экзюпери

Тхамокова Мадина Хамидбиевна

Я, Тхамокова Мадина Хамидбиевна, воспитатель  МКДОУ «Ручеёк» г.п.Чегем. Окончила ПК КБГУ в 2000 году, а затем ПМНО КБГУ в 2005 году, в 2014 году прошла переподготовку. В МКДОУ «Ручеёк» г.п.Чегем я начала работать в 2007 году воспитателем младшей группы. Работать с детьми я мечтала с детства. Мечтала воспитывать их, дать им возможность узнать много интересного.

         Я считаю, что главной фигурой в жизни детей является взрослый, ибо ребенок еще во всем зависит от него. Общение ребенка с окружающими людьми является решающим фактором его общего психического развития.

Мы  педагоги– обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, должны идти «в ногу со временем», ведь воспитатели были, есть и всегда будут образцом, эталоном для подражания в глазах своих воспитанников. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие педагоги, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения. «Современному ребенку– современного воспитателя!»– таково требование времени.

У меня есть несколько принципов, на которые опираюсь в воспитании молодого поколения.

Первый принцип — быть честной, искренней. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юную душу.

Второй принцип – опора  на  нравственные  ориентиры  воспитания: истина, добро,  личность, свобода, любовь, творчество. Через их восприятие формируется духовная культура человека. Я целый день с детьми. Стараюсь развить их самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Люблю, когда ребята увлечены, горят идеей. Создание условий для этого – третий принцип.

Четвертый принцип — сотрудничество. Находиться не «над ребенком», а «рядом с ним». Дистанция здесь — уважение. Внимание каждому. Ждущему — похвала. Мыслящему — радость от общего успеха. Среди моих принципов нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют, и каждый из них является отдельным звеном моей единой системы воспитания.

Современные дети более свободные, раскрепощенные. Они общаются с позиции взрослого человека, охотно идут на контакт, в большинстве своем приходят со своим взглядом на жизнь. У них другой темп жизни. Они за неделю могут получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько мы получали за несколько месяцев.

Новое поколение

Более образовано. Они знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница. Они легко и быстро  находят и воспринимают информацию, у них быстрее реакция.

 

Современный мир — это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. 

 

Они более эрудированны и осведомлены об окружающем мире, тогда как дети предыдущих поколений были более фантазийными.

Дети с самых ранних лет живут в реальном и виртуальном мире одновременно. Пользуются всеми гаджетами, облегчающими общение. Ещё до школы они узнают больше, чем некоторые взрослые за всю жизнь. Живут в огромном потоке информации, что не позволяет им надолго удерживать внимание на одной сложной задаче.

Готовы к диалогу, но не к нравоучениям. Ждут, что им не будут диктовать, а что их будут слушать и слышать. Предпочитают живому общению — виртуальное.

Дети как соучастники социального процесса, хоть и не всегда полноправные, но они имеют свой собственный взгляд на мир, который требует к себе серьезного внимания со стороны окружающих взрослых людей.

Важное место в их мире занимает репутация. Если какой-то важный для них человек соврал или был не до конца открытым, они это почувствуют и не скоро простят эту ошибку.

Поколение Альфа.

Поколе́ние А́льфа — термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с начала—середины 2010-х годов по середину 2020-х годов. Соответствует Теории поколений, созданной Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом.

Альфа — яркие, убежденные индивидуалисты. Дети этого поколения ориентируются на свой опыт: даже модные явления сочетаются с индивидуальными особенностями. Они будут расти в мире, адаптированном под их личные нужды — публикации в социальных сетях, товары, потенциальные знакомые будут отсортированы алгоритмами.

Мне нравятся мои современные дошкольники! С ними очень интересно работать. Мы учимся друг у друга. От них, бывает, я узнаю много нового и интересного!

Существует очень много лайфхаков.  Я поделюсь с вами, теми, которые использую чаще всего в работе.

1 лайфхак «Чемоданчик для педагога»

Внимание на сундучок. Он является отличным лайфхаком, палочкой-выручалочкой для педагога, так как главная ценность заключается в его наполнении. Они вызывает у детей интерес, концентрирует их внимание.

2 лайфхак «Найди спрятанные предметы»

Чтобы повысить интерес к занятию, я использую  такую педагогическую находку «Найди спрятанные предметы» фонарики, раздаточный материал.

Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной

стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети как на чудо-чудесное реагируют на такую игру.

Пособие очень простое в изготовлении. Необходимы только картинки, которые можно взять с интернета, ламинатор и фонарики, которые можно заменить телефоном. Данный прием для детей очень увлекателен и эмоционально насыщенный. Благодаря ему, дети отлично усваивают материал, включаются в поисковую деятельность, повышается интерес.

3 лайфхак «Поссорились помирились»

Чтобы помочь ребенку легче запомнить где правая, а где левая сторона можно любым способом обозначить это на обуви в режиме «Поссорились помирились». Можно как внутри, так и снаружи нанести определенный рисунок, который сразу даст понять ребенку ориентир на левую и правую стороны.

4 лайфхак «Держи карандаш правильно»

Чтобы поставить в правильное положение руку при письме и рисовании можно использовать следующие подручные средства: ватку зажав ее мизинцем и безымянным пальцами, а остальные три выполняют правильный захват карандаша. Так же в этом может помочь денежная резинка или резинка для волос.

  1. Игровой лайфхак «Чудесные помпоны»Варианты использования помпонов. Разложи по образцу Картинки»,«Стаканчики»«Гусеница»«Цветные витаминки»«Разноцветный круг»

Собери помпоны (венчиком). А если вы случайно рассыпали помпоны, то вам поможет легко и быстро их собрать венчик.

    6 лайфхак «Рюкзак»

А еще у нас есть волшебный рюкзачок, в котором очень удобно играть, переносить игрушки, а главное их быстро собрать.

Во время работы я всегда стараюсь создать хорошее настроение у детей. Но наряду с этим, лучшим качеством педагога я считаю исполнительность и заинтересованность в деле.

Творчество в работе воспитателю крайне необходимо, но это не значит, что можно не считаться с требованиями программы. Работаю я по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

         Как бы плохо нам всем порою не было, старики, и дети в первую очередь нуждаются в понимании, участии и заботе. Стараюсь воспитывать в детях почитание старших в семье, любовь к родителям, дедушкам и бабушкам, любовь к окружающей нас природе. Порою, дети становятся такими нервными, взбалмошными. А всего-то не хватает, чтобы взрослые побыли рядом, успокоили. Родителям все бывает некогда поиграть с детьми, почитать книжку. В детском саду я стараюсь охватить внимание всех детей, сделать все возможное, чтобы жизнь в детском саду была интересной.

         Вот уже 16 лет я работаю в детском саду воспитателем. За время своей работы я пришла к выводу, что моральный, духовный, эмоциональный настрой влияет на атмосферу в группе, вызывая либо положительную, либо отрицательную реакцию. От того, как сумеет воспитатель понять настроение каждого ребенка, направить его деятельность, включить в общее дело, поддержать замысел зависит во многом предстоящий день. Неожиданности на работе неизбежны. Всего не предусмотришь заранее и ко всему воспитатель должен быть готов. Бодрое, жизнерадостное настроение воспитателя передается и детям. Каждое утро мы начинаем с утренней зарядки, стараюсь укрепить физическое развитие ребенка, воспитать активного ребенка, нестандартно мыслящего и способного действовать в любых условиях. Каждое занятие стараюсь проводить в нетрадиционной форме, с использованием различных форм и мотиваций. Кроме этого ведется  работа по здоровьесбережению. В нашей группе здоровьесберегающие технологии используются в режимных моментах, а именно: привитие культурно-гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи, формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья, формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям. Использую такие виды здоровьесберегающих технологий как: утренняя гимнастика, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика, прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой, релаксация, гимнастика пробуждения, цветотерапия, музыкотерапия, игротерапия, уголок «Космонавта».

         Жизнь в детском саду организована так, чтобы каждый день был связан с радостью познания мира, совершенствования физических качеств, развития интересов и способностей каждого ребенка. Для этого созданы все условия. В моем арсенале много поделок, счетного материала, картинок. Все это помогает мне проводить нетрадиционные занятия и способствует всестороннему развитию детей.

         Развиваю у детей интерес к художественной литературе. Дети внимательно слушают сказки, рассказы, делаю логические умозаключения, различают добро и зло. На основе художественных произведений воспитываю у детей дружеские взаимоотношения.

         Обращаю особое внимание на то, что речь детей должна быть воспитанной, т.е. дети должны уметь разговаривать соответственно обстановке и обстоятельствам. Поэтому я ставлю задачу, приучить детей разговаривать между собой дружески, без повышенного тона, вежливо и охотно отвечать на вопросы.

         На занятиях по рисованию стараюсь научить детей передавать положение предметов в пространстве и на листе бумаги, обращаю внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости. Учу детей рисовать кистью разными способами. Каждую неделю провожу выставку детских рисунков. Чтобы подвести детей к творческим рисункам, я практикую рассматривание альбомов с рисунками ребят прошлого выпуска и контрольных образцов. На занятиях по рисованию также практикую нетрадиционные формы рисования: рисование пластилином, рисование солью.

         На занятиях по математике дети учатся отражать в речи порядок действий, делать выводы. Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, возникла идея создания кружка «Занимательная математика». Используются различные дидактические пособия на развитие логического мышления, воображения, (логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера). Делюсь опытом в форме открытых занятий, которые провожу несколько раз в год. Также провожу работу по реализации проектной деятельности по теме «Лэпбук». «Лэпбук» или как его еще называют тематическая или интерактивная папка – это самодельная бумажная книжечка с карманами, дверками, окошками, подвижными деталями. Лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие.

         Стараюсь уделять большое внимание русскому языку. Эту работу надо проводить непринужденно, важен контакт, который способствует быстрому и лучшему восприятию и знанию. Для этого часто использую стихи, потешки, песни, пословицы. С детьми общаюсь на русском языке, и они чувствуют, что это мне нравится, они сами потихоньку вступают в разговор на русском языке. Я исхожу в своих действиях из того, что во все времена и эпохи чужой язык осваивался по мере необходимости, в быту, без специальных занятий, практически. Если речь шла об углубленном изучении, то язык учили.

         Особое внимание уделяю развитию интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формированию эстетического отношения к окружающей действительности, обучению основам труда, формированию представлений о социальных проблемах, воспитанию духовно-нравственных чувств ребенка. Стараюсь привить уважение и любовь к своему дому, знакомым, друзьям. С этой целью ведется работа по созданию благоприятной  развивающей предметно-пространственной среды.

РППС должна:

— включает знаки и символы государства, региона, города и организации;

— отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится дошкольник;

— является экологичной, природосообразной и безопасной;

— обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности;

— отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей;

         На основе наблюдения взаимоотношения людей, их занятиях, прививаю детям навыки поведения и нравственные представления. Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен создаю естественную среду для овладения языком родного народа, укладом жизни и таким образом формирую любовь к малой и большой Родине.

Определенное место в работе с детьми занимает и экологическое

 воспитание детей, которое напрямую связано как с физическим здоровьем детей, так и познавательным развитием. Дети постоянно в той или иной сфере соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Провожу занятия в форме путешествий, игр, экскурсии в парк, на водоем, открытые занятия. Систематически проводятся наблюдения за явлениями природы. Также в нашей группе создан уголок экспериментирования «Неизведанное – рядом». Целью создания уголка является создание благоприятных условий для практических исследований воспитанников и заинтересованности детей в самостоятельном поиске информации. Исследование – ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой. В дошкольном возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребенка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку. Мы думаем, что ребенок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнется, пищит, принимает первоначальную форму).

         Любое время прекрасно и таинство закономерных проявлений жизни: то нежное, весеннее возрождение и красочное осеннее увядание, то зимняя дремота под снегом и буйное поспевание плодов в пышной летней зелени. На прогулках стараюсь показать детям закономерную последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных факторов внешней среды. Дети наблюдают за изменениями в природе, явлениями природы, сезонными явлениями. Постепенно накапливая опыт и наблюдая за окружающей живой и неживой природой, дети все больше познают окружающий мир, заботятся о его красоте и пользе. Осенью на прогулке мы наблюдаем, как постепенно желтеют и начинают опадать листья, незаметно для нас исчезают насекомые, улетают птицы в теплые края. Детям нравится ходить по шуршащему под ногами пестрому ковру. Мы собираем опавшие листья, сравниваем их по цвету, величине, размеру и форме. Для закрепления знаний полученных во время наблюдений мы играем в такие игры как: «С какого дерева лист?», «Узнай по цвету, форме». Наблюдая за осенним дождем, отметили, что капли падают часто-часто и все вокруг становится мокрым. Предлагала детям закрыть глаза и послушать, как дождь стучит по крыше, дорожке. Затем наблюдали, как по стеклу стекают капельки дождя, оставляя за собой мокрую дорожку. Ранней весной мы наблюдаем за первыми признаками весны: солнце ярко светит и греет. Дети поднимали руки к солнышку, подставляли лицо под лучики солнца.

         Зимой наблюдаем за тем, как медленно кружась в воздухе, падают снежинки, как все вокруг покрывается белым, пушистым одеялом. Я даю детям разные задания, например, выявить свойства снега. Дети отметили, что снег белый, пушистый, мягкий, холодный и что в тепле снег тает и превращается в воду.

         Использование в работе игровых приемов, загадок, стихотворений пословиц, поговорок формирует у детей глубокий познавательный интерес к природе, понимание необходимости бережного обращения с ней. Рассматривая взаимосвязь явлений в природе, дети учатся делать поделки из природного материала.

         В рамках самообразования углубленно работаю по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

         Работая в этом направлении, провожу огромную работу с родителями, круглые столы, конкурсы, родительские собрания. Круглый стол – Путешествие в страну «Детство», нетрадиционная техника рисования «Пластиллинография и рисование солью», а также совместные развлечения с родителями и детьми «В гостях у сказки», «Математический КВН», по ПДД «Дорога без опасности». Мероприятия с родителями помогают увидеть мамам и папам, через какие простые игры, на своем примере решить важные проблемы, в частности – воспитание безопасного поведения на улицах и дороге.

         Эффективно использую методы сказкотерапии, музыкотерапии, игры по коррекции отклонения в поведении и по социально-психологической адаптации ребенка в обществе. В результате такой работы у детей повышается самооценка, они постепенно знакомятся и усваивают способы управления негативными эмоциями, становятся раскрепощенней, уверенней, учатся выражать негативные чувства в безопасной форме, учатся способам снятия своего напряжения. Для предоставления ребенку свободы, независимости, большое поле для самостоятельного, активного целенаправленного действия – создает предметно-развивающая среда во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, познавательной.

         В процессе реализации поставленных задач, была создана предметно-развивающая среда, связанная с воспитательно-образовательным процессом, что послужило интересам и потребностям детей, а ее элементы – оборудование, игры, игрушки, дидактический материал – развитию ребенка. Обогащение предметно-развивающей среды осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и требований программы. Размещение оборудования по зонам, позволяет детям объединяться подгруппами, заниматься по общим интересам. Стараюсь разнообразить, обновить развивающую среду, поэтому многие материалы, оборудование было изготовлено совместно с родителями. Таким образом, созданная развивающая среда способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе, является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

                   В дошкольном возрасте расширяется область социально-нравственных ориентаций и чувств детей. Обогащаются представления дошкольников о людях и их взаимоотношениях. Дети осваивают культуру общения со взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах. Углубляются представления о семье, родственных отношениях. Речь детей обогащается вежливыми речевыми оборотами. Так же углубляются представления о себе, о своем организме, о своих личностных качествах, возможностях, достижениях. Постепенно в детях развивается чувство самоуважения, собственного достоинства.

         Я изучаю систему межличностных отношений детей в группе и стараюсь помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности.

         Своим поведением стараюсь показать пример доброго, заботливого отношения к людям. Стараюсь побуждать ребят замечать состояние сверстника, проявлять сочувствие, готовность помочь. Для этого дети рассматривают соответствующие картинки и иллюстрации, передающие разные эмоциональные состояния в своих рисунках.

         Совместная трудовая деятельность, участие в праздниках, соревнованиях, играх учат детей общению, дружбе, учат сопереживать, поддерживать товарищей.

         Постоянно поддерживаю тему взаимоотношений, чувств между людьми, поступков, действий, переживаний. При этом я избегаю прямого морализирования, а прежде всего, обращаясь к чувствам детей, вызываю эмоциональный отклик, побуждаю осмыслить проблему и прийти к самостоятельным выводам. Предметом обсуждения с детьми становятся добро и зло, правда и ложь, сочувствие и равнодушие, смелость и трусость, справедливость и эгоизм, вежливость и грубость, трудолюбие и леность. Поводом для разговора на эти темы становятся непосредственные события в группе, содержание книги, мои личные воспоминания из жизни. Общение на моральные темы возникают в связи с определенными ситуациями в группе.

         Человек может назвать себя счастливым только в том случае, если может быть полезным кому-нибудь, если подарит минуты радости другим. Я считаю себя счастливым человеком, вспоминая глаза ребятишек, когда мы проводим досуги, развлечения, спортивные соревнования. Совместная трудовая деятельность, участие в праздниках, соревнованиях, играх учат моих детей общению, дружбе, учат сопереживать, поддерживать товарищей.

         Равнодушие – это самая плохая черта характера, которая может быть только у человека. И я прилагаю все усилия, чтобы взаимоотношения у детей становились дружелюбными, а сами они более доброжелательными.

         Главное в работе воспитателя – оценивать свою работу и при этом быть самым строгим судьей самому себе. Иначе невозможно совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Личные достижения профессиональной деятельности.

«Личный вклад» в повышении качества образования. Непрерывность образования.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.